Китайский дракон (龍, лун) — в китайской мифологии и культуре символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В отличие от европейского дракона, китайский представляет доброе начало. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок. По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э. Основные породы дракона следующие: * Тяньлун — Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах. * Фуцанлун — Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами. * Дилун — Земляной дракон, который заведует морями и реками. * Шэньлун — Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом. Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал). Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому мифу, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни. [править] Девять сыновей дракона К XVI веку китайские авторы объединили нескольких фантастических созданий, некоторые из которых уже давно появлялись в китайской скульптуре или декоративно-прикладном искусстве, под общим названием «Девять сыновей дракона» (龙生九子). Существует несколько вариантов этого списка. По одной традиции, представленной в книге «Шэнъань вайцзи» (升庵外集) поэта Ян Шэня (楊慎, 1488—1559), сыновья дракона, в порядке старшинства, перечисляются следующим списком: Биси (赑屃, bìxì) Биси любит носить тяжести, и поэтому на него ставят стелы Чивэнь (螭吻, chīwěn)Чивэнь любит глотать, и поэтому его помещают на концах конька крыши, чтобы он проглатывал все дурные поветрия Пулао (蒲牢, pulao) Пулао любит кричать, и поэтому за него вешают колокола Биань (狴犴, bì'àn) Биань могуч и любит юстицию, и поэтому его помещают над тюремными дверьми Таоте (饕餮, tāotiè) Таоте — загадочное древнее чудовище, которое любит есть, и чья маска появляется на сосудах для жертвоприношений династий Шан и Чжоу. Бася (
|